Форум » Службы армии » Служба обеспечения ГСМ армии » Ответить

Служба обеспечения ГСМ армии

Admin: Служба обеспечения ГСМ армии

Ответов - 12

Admin: Так уж случилось, что довелось мне возглавлять и службу снабжения ГСМ дивизионов С-075, С-300 и т.д. Это в гвардейском Путиловском полку. Эта должность, как и многие другие была нештатной. Я принял ее с большой недостачей ГСМ. Вник в суть. Начал вести строгий учет. Сам выписывал и заполнял путевки. Тут есть нюанс: к штатному расходу топлива я прибавлял всякие увеличения нормативов. Например, зимой расход топлива увеличивается на 10%, езда по пересеченной местности - еще 10, при тактических учениях - еще, движение с прицепом - еще. Не гнушался и "помощью" дивизионных умельцев, сконструировавших электрический маленький движок с валиком, который присоединялся к тросику спидометра и отматывавший его назад. На дизелях есть параметр, что пуск и остановка дизеля приравниваются к часу работы. И скоро, наверное, через полгода я погасил долги дивизиона перед службой ГСМ части. Большую роль играет и личные контакты. Я лично возил в полк отчеты, путевки, журналы учета и т.п. Лично получал ГСМ, лично общался и подружился с начальником автослужбы, начальником службы ГСМ, офицерами службы РАВ. Не прекращал и работу с л/составом, водителями, дизелистами и т.п. Требовал экономии, бережного отношения к ГСМ, к технике... Сам же и возглавлял пост народного контроля, все было направлено, на жесткую экономию. И вот уже у меня начали накапливаться излишки ГСМ. Появилась возможность маневра. В советское время это не давало мне ничего лично, просто хорошее мнение обо мне и все. Это сейчас можно было бы озолотиться, а тогда только на дело. Например надо было заасфальтировать дорожку вокруг казармы. Поехал на расположенный рядом асфальтовый завод: я им два бензовоза с соляркой, они мне две машины асфальта. Ну и такой бартер, я инженеру линолеумного цеха пару бочек бензина, он мне Краз линолеума в казарму, еще и осталось. Тогда и снабжение было на высоте, не то что нынешняя нищета. Было, что по плану поступило дизельное масло МТ-16П (по-моему), а мне принять некуда. Выливал в овраг и поджигал, а вместо сожженого получал свежее. Так и служили...

Admin: Потом в штат дивизионного автовзвода дали свой новенький бензовоз на базе ЗИЛ-131. Не меряно дорог и километров накрутил я с ним. Часто привлекали в составе колон или одиночно развозить топливо с баз по воинским частям обоих колец. Я был практически во всех частях и базах... Незабываемые впечатления, куча всяких интересных случаев, встречи с разными людьми...

Admin: Видел, встречал действующие бензовозы на базе ЗИЛ-157, на базе ГАЗ-66, на Кразах, Камазах.


Admin: 17 февраля – День Службы горючего ВС РФ Служба горючего ВС России — одна из сравнительно молодых тыловых служб, она ведёт свою историю с 17 февраля 1936 года, когда приказом наркома обороны была образована Служба горючего ВС СССР. 17 февраля – День Службы горючего ВС РФ Впервые Служба горючего доказала необходимость своего существования в период боевых действий у озера Хасан. Тогда за полмесяца боевых действий советские войска израсходовали более 8000 тонн ГСМ, а за период конфликта на реке Халкин-Гол расход горючего составил без малого 90000 тысяч тонн. Зимняя война с Финляндией потребовала от Службы горючего ещё более усердной работы – за период финской кампании советские войска сожгли 215 тысяч тонн солярки, бензина и керосина. В период Великой Отечественной войны Служба горючего оказала весомый вклад в решение проблемы поставок топлива в блокированный Ленинград, проложив по дну Ладожского озера 27-километровый трубопровод, по которому с июня 1942-го по март 1943 года в осаждённый город было поставлено несколько десятков тонн горючего. Прорыв топливной изоляции Ленинграда значительно приблизил день снятия с города общей блокады. В целом за весь период войны правительственными наградами было отмечено более 1,5 тысяч человек, что составляет до половины тогдашнего офицерского состава Службы горючего СССР. В годы интенсивного военно-политического противостояния с Западом перед Службой горючего встали новые задачи, их появление было связано в первую очередь с появлением принципиально новых средств доставки ядерных боеприпасов – баллистических ракет. Армии и флоту понадобилось большое количество жидкого ракетного топлива. Необходимость эффективного бесперебойного снабжения Вооружённых Сил ракетным топливом обусловило начало интенсивных научных разработок в соответствующей области. В 1946 году открыт НИИ ГСМ, в настоящее время – 25-й Государственный НИИ МО РФ. Сегодня Служба горючего ВС РФ включает в себя центры обеспечения, ряд соединений и частей трубопроводных войск; автозаправочные части; склады и базы ГСМ и ракетного топлива; ремонтные заводы и мастерские; лаборатории; подразделения подвоза. Офицеров для Службы горючего готовит Ульяновское высшее военно-техническое училище. http://topwar.ru/24331-17-fevralya-den-sluzhby-goryuchego-vs-rf.html

Admin: Соответственно при исполнении этой должности сталкивался и приходилось обращаться со всякими видами тары, упаковок, смазок, приспособлений и устройств. Все видели распространенную «грушу» Но мало кто знает ее стандарт по длине, а я помню – 3м 10 см, или ручной насос или бензоколонку простую и древнюю. Больше всего хлопот доставляли пожарные щиты. Ни одна проверка не проходила, чтоб не сделать замечание. Даже если щит, как на картинке. Я на своем складе ГСМ на пожарный щит с тыльной стороны повесил старый бензобак от ЗИЛа, почистил его и налил водой, внизу сделал кран – хоть руки помыть , почиститься. Работа там грязная. Так этот большой умывальник служил мне громоотводом от проверяющих – меньше обращали внимания на сам пожарный щит.

Admin: А вот и мой бензовоз и ручной насос на двух колесиках. Сколько качков я сделал лично, сколько тон топлива перекачал?! Бочки, канистры, воронки, шланги... так все знакомо!

Анатолий: знак "Служба горючего"

Dron: У нас на дивизионе служил заправщиком ГСМ узбек. Приходил из городка, открывал свою будку, снимал какие-то самодельные секретки с колонки и тащил свою службу. На обед ходил в дежурный расчет. Вечером все запирал и уходил в полк. И так каждый день. Незаменимый.

Admin: Историческая справка На Руси (в России) основы снабжения армии и флота смазочными материалами оформились к середине XVII — началу XVIII веков. Согласно уставу воинскому «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», написанному царем Алексеем Михайловичем и изданному в 1647 году тиражом 1200 экземпляров, мушкетеру надлежало «у перевязи иметь маленькую фляжечку с деревянным маслом, чем мушкет смазывати». Фляжечка - прапрабабушка современной «масленки» изображалась на рисунке. В образцовой табели «шхипорских припасов» первого Морского устава 1720 года, разработанного Петром I, значатся лампадное, конопляное и деревянное масла. Для их хранения предусматривались «жестянки на масло». Собственно нефтепродукты в армии и на флот пришли с началом промышленной добычи и переработки нефти. Тогда же в 60-х годах XIX века зарождалось и нефтепродуктообеспечение. Сперва им занимались непосредственно, можно сказать в нагрузку те, кому необходимы были нефтепродукты. Наиболее организованно — моряки. На флотах имелась топливная служба. И мазут вошел в ее номенклатуру, потеснив уголь. Техническая оснащенность Вооруженных Сил год от года росла. Горючего требовалось все больше и больше. Почти все виды (рода) войск (службы) обзаводились должностными лицами (подразделениями), курирующими нефтепродуктообеспечение. В первую голову нефтепродукты требовали агрегаты и механизмы, которыми на заре машинного века заведовала инженерная служба. Очевидно, что нефтепродуктообеспечение армии зародилось именно в ее недрах. С выделением из инженерной службы автомобильного дела горючее, масла, смазки, отнесенные к эксплуатационным материалам, вошли в номенклатуру автомобильного имущества. В 1914 г. обеспечением Русской армии горючим ведало Главное военно-инженерное управление, на флоте — Главное морское военно-хозяйственное управление. Части фронта в первую мировую войну снабжались горючим и смазочными материалами через начальника инженерного снабжения фронта, который имел в своем распоряжении основной и промежуточный бензосклады. В армии передовыми бензоскладами армии и мастерскими заведовал один из командиров автомобильных рот, являвшийся также заведующим автомобильной частью армии. Ему подчинялись все автомобильные части и команды. Автобронетанковые отряды, приданные дивизиям, снабжались горючим через начальников снабжения. С 1918 года снабжение горючим осуществлялось Главным военно-инженерным управлением РККА и управлением снабжения РККФ, с 1927 г. — управлением специального снабжения ВМС, входившими в состав Центрального управления снабжения РККА. 30-е годы вплотную подвели к организации обеспечения горючим в масштабе тогдашней Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Им занимались различные структуры вплоть до Генерального штаба. 11 января 1933 года приказом РВС СССР № 03 было образовано Управление по топливу РККА, переименованное в марте 1933 г. в Управление снабжения горючим и смазочными материалами РККА. В ноябре 1934 г. Управление вошло в состав Штаба РККА. став его 6-м отделом. С 1934 г. по 1936 г. обеспечение горючим возлагалось: в сухопутных войсках - на Автобронетанковое управление, в ВВС — на отдел горючего, спецснабжения и складов Управления Воздушных Сил РККА, в ВМФ — на отдел портов и специального снабжения Управления Морских сил РККА. По приказу НКО СССР № 024 от 17 февраля 1936 г. 6-й отдел был развернут в самостоятельное Управление снабжения горючим РККА, подчиненное с апреля 1936 г. Главному управлению вооружения и технического снабжения. Окончательное самоопределение Службы в Центре подкрепило воссоздание отделов снабжения горючим в округах, функционировавших в 1933-1934 гг. Началось активное формирование воинских частей и учреждений Службы. 17 февраля стало ежегодным праздником Службы горючего. С июля 1937 г. УСГ РККА переподчинено НКО СССР, с октября 1939 — Управлению военно-технического снабжения РККА, с июня 1940 — вновь НКО СССР, с марта 1941 — начальнику Генерального штаба. 1 августа 1941 года Народной Комиссар обороны Союза ССР «в целях улучшения работы тыла» подписал приказ № 0257 «Об организации Главного управления тыла Красной Армии...». Этим приказом была создана должность начальника тыла Красной Армии, в подчинение которому «во всех отношениях» перешло и Управление снабжения горючим. После Великой Отечественной войны рост технического оснащения Вооруженных Сил и связанное с ним резкое увеличение потребности войск (сил) в горючем, появление ракетной техники и нового вида материальных средств — ракетного топлива — потребовали совершенствования организационной структуры Службы снабжения горючим, разработки новых образцов технических средств. Появились полевые магистральные трубопроводы (1953 г.), средства хранения, транспортирования и перекачки ракетного топлива, резинотканевые резервуары и др. Сформированы: научно-исследовательский институт горюче-смазочных материалов КА (1946 г.), военно-техническое училище службы снабжения горючим (1947 г.). В Службе снабжения горючим зародилась и оформилась наука химмотология. В 1953 году нефтепродуктообеспечение всех видов Вооруженных Сил сосредоточилось в УСГ МО СССР. В 1967 г. Управление снабжения горючим МО СССР было реорганизовано в Центральное управление снабжения ракетным топливом и горючим МО СССР, с 1979 г. — в Центральное управление ракетного топлива и горючего (ЦУРГГ) МО СССР. С мая 1992 года высший орган Службы горючего — Центральное управление ракетного топлива и горючего Министерства обороны Российской Федерации

Admin: ФГУП «25 ГОСНИИ МИНОБОРОНЫ РОССИИ» Вторая мировая война со всей очевидностью показала возрастающую роль горючего и смазочных материалов в обеспечении ведения боевых действий. После ее окончания перспективы дальнейшего развития вооружения и военной техники (ВВТ) и повышения их энерговооруженности вызвали необходимость создания в Вооруженных Силах (ВС) нашей страны научного учреждения, которое бы занималось обоснованием разработки новых сортов ГСМ, обеспеченных ресурсами производства и отвечающих специфическим требованиям ВВТ. Уже в ноябре 1945 г. был подписан приказ наркома обороны о создании с 1 января 1946 г. Научно-исследовательского института горюче-смазочных материалов Красной Армии. Первым начальником был назначен доктор технических наук, профессор Константин Карлович Папок - выпускник Московского нефтяного института им. И.М. Губкина. Уже в марте 1947 г. в институте начал работать ученый совет под председательством начальника института, а в октябре 1947 г. институту были переданы помещения в г. Кунцево. В первом «Положении о НИИ ГСМ» на институт были возложены задачи по разработке, испытанию и рациональному применению ГСМ, охлаждающих и незамерзающих жидкостей для техники ВС. По мере становления института и появления в ВС новых видов техники задачи постоянно усложнялись. Уже с первого года существования института, когда еще только шло формирование коллектива и лабораторно-стендовой базы, перед ним были поставлены задачи, решения которых неотложно требовала практика войск. Для этого командование привлекало академика АН СССР С.С. Наметкина, профессора Л.С. Великовского, доктора физико-математических наук М.П. Воларовича, доктора химических наук А.В. Фроста, докторов технических наук В.И. Черникина и B.C. Яблонского, академика АН Армянской ССР В.И. Исагулянца и других ученых. Формирование элиты - высококвалифицированных научных кадров - явилось более длительным процессом и осуществлялось как за счет привлечения в институт сотрудников, уже имеющих ученые степени, так и за счет подготовки собственных ученых. К 1953 г. в институте трудились два доктора (К.К. Папок, Н.И. Вальдман) и 15 кандидатов наук. В итоге уже на первом этапе своего развития в 1951-1952 гг. три работы института были выдвинуты на Государственную (Сталинскую) премию, что характеризует высокий научный уровень разработок института. Таким образом, за 1946-1952 гг. в ВС было сформировано новое научно-исследовательское учреждение - НИИ ГСМ, создан его научный потенциал, обеспечивающий проведение исследований и научное обоснование решений практических вопросов рационального применения ГСМ. К головному институту в Министерстве обороны Второй период в развитии института был связан с начавшимся в 50-х годах широким внедрением ракетной техники и дальнейшим совершенствованием традиционных видов ВВТ. В связи с организацией исследований в области компонентов ракетного топлива (КРТ) в 1955 г. была увеличена численность института и пересмотрен его штат. В 1953-1961 гг. по сравнению с предыдущими годами значительно возрос объем исследований. Принятие на вооружение новой, обладающей более высокими тактико-техническими характеристиками (ТТХ), бронетанковой и автомобильной техники сопровождалось повышением требований к ГСМ, особенно к моторным и трансмиссионным маслам, по термостабильности, низкотемпературным свойствам, срокам бессменной работы в двигателях и некоторым другим показателям. Развитие авиации было направлено на повышение скорости и дальности полета летательных аппаратов, улучшение других ТТХ, что обусловило ужесточение требований к термостабильности, плотности и чистоте реактивных топлив, к их противоизносным свойствам, а также к термостабильности и пусковым качествам масел для ГТД. На флоте в этот период началось широкое внедрение ГТД на кораблях в качестве главных силовых установок, что вызвало необходимость оптимизации требований к топливу и разработки специальных смазочных материалов. Совершенствование дизельных и паротурбинных установок сопровождалось увеличением их теплонапряженности и ужесточением требований к топливам и маслам по их термостабильности, коррозионной активности и некоторым другим эксплуатационным свойствам. Совершенствование ВВТ и увеличение насыщенности ими войск приводило к росту потребности ВС в ГСМ, увеличению их необходимых запасов, а также к повышению объемов и скоростей их подачи и заправки. Все это требовало значительного совершенствования технических средств службы горючего (ТС СГ). По многим научным разработкам были получены авторские свидетельства на изобретения. В 1954 г. четыре работы были рекомендованы к выдвижению на соискание Государственных (Сталинских) премий. В этот период авторитет института значительно возрос и значение его работ стало часто выходить далеко за пределы интересов только Министерства обороны. Папок К.К. был введен в состав Национального комитета по нефти, на V Мировом нефтяном конгрессе он был соавтором одного из научных докладов, а в дальнейшем регулярно участвовал в работе Мировых нефтяных конгрессов. Институт стал систематически экспонировать свои работы на ВДНХ. В 1955 г. вышел из печати «Справочник офицера службы снабжения горючим», составленный работниками УСГ МО и НИИ ГСМ МО. В 1957 г. была издана монография «Моторные топлива, масла и жидкости» в двух томах под редакцией докторов наук К.К. Папок и Е. Г. Семенидо. Монография стала настольной книгой для нескольких поколений химмотологов. Подводя итоги развития за 1953-1961 гг., можно сказать, что институт к концу этого периода стал зрелым научным учреждением, обладающим солидным научным потенциалом. От головного в Министерстве обороны до Государственного НИИ химмотологии 60-е годы характерны дальнейшим бурным прогрессом в развитии отечественных ВВТ. Возникла потребность в координации усилий различных организаций Министерства обороны. В 1962 г. в институте был создан нештатный Координационный научно-технический совет для координации работы научно-исследовательских учреждений МО. Институт стал головным в Министерстве обороны в области своей деятельности. О высоком научном уровне исследований в 1962-1968 гг. свидетельствует выдвижение разработок на соискание Государственных премий и экспонирование на ВДНХ, которые, как правило, отмечались дипломами различного достоинства. Высокая научная значимость проводимых в институте исследований была оценена и на международном уровне. Сотрудники института принимали участие в работе VI и VII Мировых нефтяных конгрессов. Наиболее ярким свидетельством того, что 25 НИИ ГСМ МО в полной мере осуществлял функции головного института в своей области исследований, является проведенная учеными института систематизация накопленных к этому времени наукой и практикой знаний об эксплуатационных свойствах нефтепродуктов, в результате которой в 1964 г. К.К. Папок предложил выделить эту область знаний в качестве самостоятельной прикладной науки и дать ей название «химмотология». Выделение суммы знаний о рациональном применении топлив, масел, смазок и специальных жидкостей в технике в качестве самостоятельной прикладной науки послужило мощным импульсом к консолидации ученых, занимающихся исследованиями в этой области, 25 НИИ ГСМ МО помимо выполнения функций головного института в МО стал центром химмотологии в стране, оказывающим большое влияние на развитие этой науки. В этот период значительно возрос научный потенциал института. В институте работают 11 докторов и 57 кандидатов наук. Наиболее известным ученым института К.К. Папок и Е.Г. Семенидо в 1965 г., Б.В. Лосикову и С.Э. Крейну в 1967 г. были присвоены почетные звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР». К концу 60-х годов научно-технический прогресс в стране привел к резкому увеличению потребности в энергии, и в первую очередь в нефтепродуктах. Это сопровождалось ростом ассортимента нефтепродуктов, что вызвало необходимость увеличения объема испытаний ГСМ. Сложившаяся к тому времени система испытаний в стране была громоздка. В сентябре 1968 г. по инициативе 25 НИИ ГСМ МО при активной поддержке ЦУРТГ МО вышло постановление Совмина СССР «Об усилении работ в области испытаний топлив, масел, смазок и специальных жидкостей», в котором предусматривалось сокращение сроков испытаний новых ГСМ, расширение прав Государственной межведомственной комиссии по испытаниям топлив, масел, смазок и спецжидкостей при Госстандарте СССР. Этим же постановлением 25 НИИ ГСМ МО был переведен в ранг государственного. Государственный институт по химмотологии Из всей шестидесятилетней истории института его деятельность в качестве государственного в 1969-2006 гг. является самой продолжительной и насыщенной важными событиями в сфере техники, экономики и политики. 1969-1988 гг. характерны интенсивным развитием ВВТ. Усиленно развивалась ракетно-космическая техника, новый виток развития совершили крылатые ракеты, расширилось многообразие и улучшились тактико-технические характеристики наземной техники, в том числе был принят на вооружение танк с газотурбинным двигателем, осваивалась авиационная техника с гиперзвуковой скоростью полета, увеличивались скорость движения, удаленность от баз и продолжительность плавания кораблей ВМФ. Бурное развитие техники сопровождалось дальнейшим расширением диапазона требований к ГСМ и увеличением их номенклатуры как в ВС, так и в народном хозяйстве. При этом значительно увеличились и объемы потребления ГСМ, их многосортица приводила к большим излишним затратам материальных средств, что отрицательно сказывалась на боеготовности ВВТ. В результате в 70-е годы сокращение номенклатуры ГСМ при эксплуатации техники превратилось в важную общегосударственную проблему. В 1984 г. вышло постановление Совмина СССР «О мерах по унификации и рациональному применению ГСМ, применяемых в народном хозяйстве». Этим постановлением 25 ГосНИИ МО РФ совместно с ВНИИ НП был определен головной организацией в стране по химмотологии, ответственной за выдачу рекомендаций и контроль в вопросах правильного назначения и рационального применения ГСМ в технике. Важной характерной чертой описываемого периода истории института является также его работа по выполнению постановления СМ и ЦК КПСС 1973 г. «О проведении фундаментальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области коррозии и способов противокоррозионной защиты». В порядке выполнения указанного постановления специалисты института совместно с научно-исследовательскими учреждениями (НИУ), в том числе Академии наук СССР, и предприятиями промышленности приступили к созданию ГСМ нового класса - рабоче-консервационных. В этот период была организована работа по своевременному переоснащению службы горючего техническими средствами. Институт участвовал в ряде работ, выдвинутых на соискание государственных премий. Сотрудники института участвовали в работе VIII, IX и X Мировых нефтяных конгрессов, выступали с докладами и на других международных научных форумах. Проводилась также большая научно-общественная работа в стране. С 1976 г. в Москве при Доме научно-технической пропаганды функционировал постоянно действующий семинар по химмотологии, в котором участвовали сотни специалистов со всей страны. В различных регионах страны при активном участии института были организованы и проведены конференции по проблемам химмотологии. В 1976 г. в институте начал работать Специализированный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций. В 1968-1989 гг. значительно расширилась и обновилась лабораторно-стендовая база института для испытания ГСМ и КРТ по соответствующим стандартам, приобреталось оборудование по зарубежным методам испытаний. Научные разработки в области ТС СГ были обеспечены созданием в институте новых оригинальных испытательных стендов для конкретных плановых исследований, а также приобретением современного стандартного оборудования для испытания материалов, узлов и механизмов (разрывные машины, термобарокамеры, измерительные средства и др.). Работа института в условиях кардинальных реформ Значительным этапом 60-летней истории института являются 1989-2005 гг., когда институт работал в условиях коренных изменений экономической и политической жизни страны. В 1989 г. институт, как и другие НИУ Министерства обороны, был переведен на хозяйственный расчет. Период 1989-2005 гг. характеризуется большими изменениями в военно-технической политике. Первые три года в стране продолжалась широкомасштабная интенсивная работа по созданию новых видов ВВТ и модернизации существующей техники, при этом в области химмотологии наиболее интенсивно развивались работы по новым высокоэнергетическим топливам для ВВТ, унификации и экономии ГСМ, созданию новых материалов для ВВТ, закладываемых на длительное хранение в связи с сокращением ВС. В развитии технических средств особую актуальность приобрели работы по созданию модульных конструкций, внедрению новых конструкционных материалов, развитию трубопроводных транспортных систем, а также по разработке новых экономичных технологий диагностирования и ремонта в полевых условиях. Начиная с 1992 г. значительно возросла роль исследований, направленных на обеспечение производства КРТ и ГСМ с использованием промышленной и сырьевой базы Российской Федерации. Не менее важное значение для обороны и экономики страны имело разрешение и другой критической ситуации, которая в начале 90-х гг. сложилась в связи с необходимостью уничтожения либо утилизации большого излишествующего количества высокотоксичных и опасных в обращении КЖРТ, образовавшегося в результате значительного сокращения вооруженных сил. К 1996 г. при активном участии института решена проблема реформирования применительно к новым экономическим отношениям государственной системы испытаний и допуска новых образцов ГСМ к применению в ВС. Изменение производственных отношений и прав собственности в минувшие полтора десятилетия привели к необходимости серьезной реорганизации системы контроля качества ГСМ в ВС и в стране в целом. Проблема модернизации этой системы очень многогранна, она включает такие направления, как организация и проведение сертификации ГСМ, раз-работка новых руководящих документов, совершенствование методов испытаний, гармонизация отечественных стандартов на ГСМ и методы испытаний (в том числе экспресс-методы) с зарубежными и ряд других. По всем указанным направлениям институт проводил активную работу. Несмотря на финансовые и организационные трудности в описываемый период в институте интенсивно проводились работы по совершенствованию ТС СГ. В 90-х годах основными наиболее острыми проблемами в этой области, так же как и в химмотологии, являлись освоение производства средств нефтепродуктообеспечения на российских пред-приятиях, их модернизация, а также разработка принципиально новых образцов. Научная новизна и практическая значимость проводимых институтом исследований в описываемый период характеризуются выдвижением двух работ на Государственные премии. Современная лабораторно-стендовая база, наличие высококвалифицированных ученых, имеющих большой опыт работы в службе горючего, позволяют институту и в настоящее время решать все практические задачи в своей области исследований. Ученые института продолжают активно вести научно-общественную работу, участвуя в работе XII и XIII Мировых нефтяных конгрессов, всероссийских и региональных научно-технических конференций, в составе различных научно-технических советов и комиссий, а также используя другие формы работы. С 1995 г. институт аккредитован Госстандартом России в качестве Центра сертификации. С 1996 г. стал рабочим аппаратом Межведомственной комиссии по допуску к производству и применению нефтепродуктов. Это позволяет институту активно влиять на техническую политику в области химмотологии, на качество производимых в стране ГСМ. Подводя итоги, можно с гордостью констатировать, что в результате самоотверженного труда руководства и всего коллектива института за 60 лет он трансформировался в головной Государственный научно-исследовательский институт химмотологии горюче-смазочных материалов. По результатам проведенных в институте исследований получено более 750 авторских свидетельств и патентов на изобретения, опубликовано более 290 монографий и 3200 научно-технических статей. Работы института удостоены Государственных премий, премии Правительства Российской Федерации, премии Ленинского комсомола, премии им. А.В. Хрулева. Сотрудники института по результатам экспонирования своих работ награждены 125 медалями ВДНХ и многими дипломами. В институте подготовлено 29 докторов и 167 кандидатов наук. За заслуги в разработке приоритетных направлений науки и техники, за плодотворную изобретательскую и научную деятельность, за подготовку научных кадров и высокое профессиональное мастерство 13 сотрудников награждены орденами; восьми сотрудникам присвоены почетные звания СССР и Российской Федерации; многие награждены медалями Министерства обороны и удостоены знаков отличия. На основании проведенных научных исследований решены важные для армии и государства в целом практические задачи в области рационального использования жидких энергоносителей, смазочных материалов и технических жидкостей в ВС и народном хозяйстве, а также созданы необходимые теоретические основы для развития этого на-правления в будущем. Вся эта огромная работа была осуществлена в тесном сотрудничестве института более чем с 1000 организациями различных министерств и ведомств. http://russianarms.mybb.ru/viewtopic.php?id=4237

Admin: Музей службы горючего ВС Российской Федерации Музей был основан в октябре 1974 года по инициативе неутомимого Василия Васильевича Никитина – начальника Центрального Управления ракетного топлива и горючего МО СССР, а официальный статус приобрёл в 1993 году, когда службой командовал генерал-лейтенант Павел Иванович Горупай. Музей находится в г.Наро-Фоминск, на территории воинской части. Начальные стенды музея посвящены Великой Отечественной войне – самому серьёзному испытанию для Управления снабжения горючим РККА и в целом для личного состава Службы горючего. Свой первый боевой опыт Служба обрела незадолго до Отечественной войны, во время событий на озере Хасан (1938) и реке Халхин-Гол (1939), в войне с Финляндией (1939-1940), и показала свою готовность к более масштабным боевым действиям. Во время Великой Отечественной войны Служба бесперебойно обеспечила Красную армию горючим, которое доставлялось по железным дорогам иногда авиацией, а затем автомобильным и гужевым транспортом до воинских частей и баков ВВТ. Расход топлива, в связи с тысячекилометровыми территориальными масштабами военных операций и огромным количеством задействованных войск и техники, был колоссальным. Так, во время битвы под Москвой было израсходовано около 294тыс.т. горючего, в ходе Сталинградского сражения – 149тыс.т., под Курском – 156тыс.т., во время Белорусской операции – 260тыс.т., в Берлинской – 150тыс.т. За весь период войны Красная армия израсходовала 16,4млн.т. горючего, Бундесвер – 16,9млн.т. Эти цифры огромны, но не абсолютны, так как на фронты подано около 20млн.т., реальный расход с потерями горючего был гораздо большим. Строгий учёт его, особенно в начальный период войны, затруднён по понятным причинам. Кроме этого были трофеи и «ленд-лиз». После войны армия стала потреблять в среднем около 1,6млн.т. горючего в год. В дальнейшем («холодная война») это количество неуклонно возрастало, и на 1985-1990гг. пришёлся пик потребления топлива – 22,2млн.т. ежегодно. В настоящее время, в связи с политикой, армия потребляет 2,0-2,5млн.т., что достаточно для интенсивной боевой учёбы с учётом «нового облика ВС РФ» и её жизнеобеспечения. В послевоенные годы, благодаря серьёзным исследованиям и разработкам, Службе горючего удалось организовать эффективный метод доставки горючего при помощи полевых магистральных сборно-разборных трубопроводов, (ПМТ). Прошло более 60 лет с момента разработки опытного образца подобного трубопровода, но и сегодня он практически не нуждается в техническом усовершенствовании. Впечатляет технологичность его конструкции: специальные машины ТУМ и бригады-трубоукладчики могут собирать трубопровод со скоростью 150 километров в сутки. Причём, принять горючее возможно на 100-м километре к концу суток. В Музее имеется макет трубопровода, уложенного на расстояние 1200км. в ходе военных действий в Афганистане. Следующие макеты, представленные в музее, различные оригинальные подземные хранилища горючего, например в глиняных пластах. Существуют и другие уникальные виды хранилищ, где облицовка не используется, а всё, что нужно, - это водоём с пресной и перенасыщенным солью раствором воды и большой солевой пласт под землёй. Рядом с этим водоёмом (он может быть как природным, так и искусственно созданным) бурится скважина, затем в неё вставляются трубы разных диаметров одна в другую до солевого пласта, в нём, путём веерной подачи пресной воды вымывается резервуар-хранилище, так, что в итоге получаются сообщающиеся сосуды. Затем в одну из труб закачивается горючее, а через вторую – выдавливается рассол из подземной ёмкости – будущего хранилища горючего. Технология проста, эффективна и безопасна, поскольку перенасыщенный водосоляной раствор и горючее не перемешиваются и никак между собой не взаимодействуют. Хранение горючего подобным образом может осуществляться в течение весьма долгого периода времени (постоянная температура и отсутствие кислорода воздуха). Кроме того, в музее представлена информация о ФАУ-25-м Государственном НИИ химмотологии Минобороны России, на базе которого разрабатываются и сертифицируются все достижения в области горюче-смазочных материалов. На одном из стендов помещены колбы с современными образцами горючего, масел и смазок, созданные специально по заказу музея. Последняя часть экспозиции первого зала посвящена Ульяновскому высшему военно-техническому училиЩу. Во втором павильоне музея и на открытой площадке располагается военная техника службы горючего. Здесь представлено большое количество машин, находящихся на вооружении в настоящее время, и несколько экземпляров военной техники старого образца. Предназначение машин, технических средств - самое разнообразное – для транспортировки, подвоза, перекачки, заправки любых ВВТ ВС в любых условиях на земле, в воде, в воздухе, фильтрации горючего, водоотделения, смешения, замера количества выдаваемого горючего, для разогрева масел и зачистки ёмкостей. Кроме того, средства для контроля качества ГСМ и ремонта технических средств Службы во всех звеньях войск. Музей хранит уникальную информацию о людях Службы и её истории. Главный вывод, который можно сделать, внимательно ознакомившись с экспозицией музея: роль Службы горючего является для Вооружённых Сил, а значит, и для всей России одной из ключевых. Главными задачами коллектива Музея остаются: - поиск и пополнение фондовых коллекций вещественными предметами, макетами, письменными, изобразительными, фотографическими материалами, любительскими и профессиональными кинолентами, аудио и видео продукцией, предметами, характеризующими содержание истории Службы горючего и труд людей Службы как в довоенные, военные, послевоенные периоды и в настоящее время; - изыскание материалов и макетов нефтяной промышленности – средств добычи, переработки, транспортирования нефти, нефтепродуктов и газа; - сохранение для истории имён людей (и их дел), внесших неоценимый вклад в создание и развитие Службы горючего на всех её этапах; - сохранение в надлежащем виде всего, что есть в музее и постоянная готовность к экскурсиям. МУЗЕЙ СЛУЖБЫ ГОРЮЧЕГО ВС РФ – ЭТО БЛАГОДАРНАЯ ПАМЯТЬ ПОТОМКОВ ПРЕДШЕСТВЕННИКАМ И ПРЕДМЕТ ПОДРАЖАНИЯ НЫНЕ ЖИВУЩИМ.

Admin: 17 февраля Служба горючего Вооруженных Сил Российской Федерации — одна из самых молодых служб Тыла Вооруженных Сил России. Ее история началась 17 февраля 1936 года, когда по Приказу Народного Комиссара Обороны Союза ССР № 024 было создано Управление по снабжению горючим — Служба горючего ВС СССР. Первым серьезным испытанием готовности Службы горючего стало обеспечение горючим боевых действий у озера Хасан — за две недели войсками было израсходовано более 8 тысяч тонн горючего. С мая по август 1939 года на реке Халхин-Гол расход горючего составил уже почти 87 тысяч тонн. А в зимней войне с Финляндией в 1939-1940 годах войскам Красной Армии потребовалось 215 тысяч тонн горючего. В суровые годы Великой Отечественной войны личный состав Службы горючего трудился под мобилизующим девизом: «Горючее — фронту!». При обороне Ленинграда, когда единственный путь к городу через Ладожское озеро подвергался непрерывным бомбардировкам, офицеры-горючники проявили беспримерное мужество и героизм. Для решения проблемы поставки горючего в осажденный Ленинград по дну Ладожского озера, в рекордно короткий срок, был проложен трубопровод. По 27-километровому подводному трубопроводу с июня 1942-го по март 1943 года в северную столицу было подано свыше 47 тысяч тонн различных видов горючего, и это позволило обеспечить потребности не только войска, но и города. Благодаря четкой и профессиональной работе Службы горючего «топливная блокада» Ленинграда была прорвана. Высочайшая оценка работе Службы горючего была дана в приказе наркома обороны СССР от 25 августа 1946 года № 38. По свидетельству Маршала Советского Союза А.М. Василевского, благодаря деятельности Службы горючего, не была сорвана ни одна операция. Вклад лучших представителей Службы в Победу был оценен: за период войны более полутора тысяч человек, почти половина ее офицерского состава, были отмечены правительственными наградами. Эмблема Службы горючего ВС РФ Эмблема Службы горючего ВС РФ В послевоенные годы, годы бурного экономического развития, перед Службой горючего были поставлены новые задачи. С появлением ядерного оружия стали применяться и принципиально новые средства его доставки — ракеты. С оснащением армии ракетной техникой на Службу горючего была возложена задача по обеспечению войск и сил флота жидким ракетным топливом. Для решение этой задачи потребовалось освоение новых технологий и глубокие научные проработки. Для достижения этих задач и разработки новых методов и средств в работе службы, в том числе, еще в 1946 году был открыт Научно-исследовательский институт горюче-смазочных материалов, сегодня — 25-й Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации (по применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей — ГосНИИ по химмотологии). И сегодня Служба горючего выполняет одну из важнейших задач в обеспечении боевой готовности Вооруженных сил России - обеспечение войск горючим и смазочными материалами и ракетным топливом. В своем составе Служба имеет: центры обеспечения горючим и техническими средствами; соединения и части трубопроводных войск; автомобильные части заправки горючим; склады и базы горючего, склады ракетного топлива; ремонтные заводы и ремонтные мастерские службы горючего; лаборатории горючего; подразделения подвоза ракетного топлива и различные вспомогательные организации; 25-й ГосНИИ Минобороны России. Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/2889/ © Calend.ru



полная версия страницы